Sitronics KT доработала алгоритмы автономного судовождения с учётом особенностей речной навигации и установила оборудование на буксире. Решение позволило осуществлять управление судном в дистанционном режиме.
В будущем технология сможет обеспечить полностью самостоятельное следование речного судна в автономном режиме по заданному курсу, расхождение с другими судами, уклонение от объектов, представляющих опасность. В рамках прошедших испытаний управление буксиром осуществлял оператор на суше. Тестирование технологии длилось 15 дней, за это время буксир прошел порядка 80 километров при удаленном управлении. Навигационные системы и камеры, установленные на буксире, в режиме реального времени предоставляли информацию о судне, позволяя контролировать его движение и положение на карте, а также состояние главных двигателей и рулевых машин.
Дальнейшие испытания планируются в следующем навигационном сезоне 2023 года. «Газпромнефть-Снабжение» и Sitronics KT планируют доработать текущую систему и перевести управление речными судами в полностью автономный режим.
Андрей Родионов, генеральный директор Sitronics KT: — «Первый опыт испытания нашего решения на реке оказался успешным. В ходе проекта удалось превратить типовое судно в высокотехнологичное. При этом работа над реализацией длилась всего 5 месяцев, из которых месяц заняли пусконаладочные работы и испытания. Сотрудничество с „Газпромнефть-Снабжением“ демонстрирует, что технология автономной навигации может активно применяться для решения практических задач».
Евгений Брагар, исполнительный директор по логистике «Газпромнефть-Снабжения»: — «В период речной навигации „Газпромнефть-Снабжение“ ежемесячно доставляет сотни тысяч тонн грузов речным транспортом. Этот вид перевозки отличается высокой экономической эффективностью и, кроме того, является единственным возможным способом снабжения ряда удаленных объектов в Сибири. В перспективе безэкипажное судовождение позволит нам достичь двух главных целей. Во-первых, повысить эффективность использования речных судов и, как следствие, периода речной навигации. Во-вторых, повысить безопасность перевозок речным транспортом. Искусственный интеллект может быстрее и точнее прогнозировать риски на пути следования и в соответствии с ними безошибочно корректировать маршрут судна».
Никита Чудинов, менеджер проектов блока технологических сервисов «Газпромнефть-Снабжения»:
«Безэкипажное судовождение не первый год тестируется в сфере морских перевозок, но пока не развито в сфере речных перевозок. Это связано с меньшей предсказуемостью речных путей и, как следствие, сложностью разработки технологии. При транспортировке грузов по рекам требуется учитывать изменения русел, сезонные колебания уровня воды, пересыхание или замерзание отдельных участков и другие факторы. В рамках следующих испытаний мы продолжим дорабатывать систему дистанционного управления, а также береговую инфраструктуру. В частности, планируем улучшить качество связи на пути следования судна. После мы приступим к отработке движения буксира с одной и несколькими баржами».
Справка
«Газпромнефть-Снабжение» — комплексный оператор услуг в области промышленных закупок и логистики. «Газпромнефть-Снабжение» занимается материально-техническим обеспечением объектов, организацией перевозок всеми видами транспорта, оказывает услуги по управлению складской инфраструктурой и запасами. Предприятие также реализует проекты по оптимизации логистики и предлагает консалтинг в этой сфере. «Газпромнефть-Снабжение» использует в работе собственные цифровые сервисы и инструменты. Некоторые из них сегодня доступны широкому рынку в экосистеме Isource.
Решение Sitronics KT подходит для установки как на новые, так и на действующие суда. Технологией автономного судовождения для проведения эксперимента оборудованы суда коммерческого флота компаний «Росморпорт», «Пола Райз» и «Совкомфлот».
Автономный навигационный комплекс состоит из автономной навигационной системы, системы обеспечения ситуационной осведомленности, средств навигации и маневрирования и пульта дистанционного управления.